Китайская техника в России завоёвывает всё большую популярность. Особенно это заметно в области приусадебного огородничества и мелкого фермерского сельского хозяйства. Не говоря о более глобальных причинах этого явления, стоит отметить те, что наиболее интересны для фермера. Это, в основном, появление на российском рынке надёжной и дешёвой дизельной техники для обработки земли.
К представителям наиболее мощных машин такого класса относятся продаваемые в России тяжёлые мотоблоки тракторного типа CR-M12E, под английским брендом Crosser. В России они продаются под брендом «Зубр», в Украине – Zirka, Кентавр, Добрыня… Но под какими брендами они бы ни продавались на эту китайскую технику всегда можно найти практически любые запчасти, что весьма большой плюс для российского потребителя.
CR-M12E – практически трёхколёсный трактор. По своей производительности он вполне способен на 4-5 гектарах заменить любую технику, хотя возможности по обработке сильно зависят от качества земли. Основу мотоблока составляет дизельный силовой агрегат с жидкостным охлаждением, горизонтальным расположением цилиндра ёмкостью 815 см, мощностью 12 л. с. Эти двигатели в Китае производятся довольно давно и великолепно отработаны. На родине они используются в довольно жарких и весьма сырых условиях на рисовых полях. Независимость от электрического зажигания (свечу залило) делает их просто незаменимыми в дождь.
Для дизелей характерны низкие обороты и высокая степень сжатия смеси, что обусловливает пониженный уровень вибраций и шума при работе. Например номинальная мощность конкретно для культиватора Кроссер CR-M12E измерялась при 3600 об/мин. Кроме того дизели, при отличных тяговых свойствах и меньшем на 30% потреблении топлива имеют значительно более длительный срок службы, чем бензиновые. У двигателя мотоблока Crosser CR-M12E компанией-владельцем бренда срок службы анонсируется не менее 3000 часов. Однако на эти же двигатели, используемые иными брендами, некоторые продающие компании дают гарантию и по 5000 часов.
Запуск двигателя возможен либо от электростартера, либо от ручного стартера. Для облегчения старта предусмотрен декомпрессор. В состав электрооборудования входит аккумулятор 12 В, от которого и заводится двигатель, а также довольно мощный – 30 Вт электрогенератор, от которого заряжается аккумулятор и, в случае работы в тёмное время суток, питается также и галогенная фара.
При весе в 225 кг (без навесного оборудования) мотоблок способен рыхлить фрезой или вспахивать плугом даже целинные земли, взрыхлять утрамбованные и глинистые почвы. Хорошо настроенный мотоблок по земле средней плотности идёт практически сам без участия человека, удерживая борозду одним колесом. Сцепление с грунтом обеспечивают солидные размеры колёс – 6х12” с вездеходным протектором. Колея регулируется ступенчато: 700, 600, 450 мм. Колёсный просвет – 295 мм. Редуктор выполнен по автомобильной схеме, с дифференциалом, что весьма облегчает разворачивание мотоблока.
Наличие коробки скоростей с организацией 6 передних передач и 2 задних, делает мотоблок незаменимым транспортным средством на поле. При наличии универсальной сцепки он способен буксировать прицеп до 650 кг развивая скорость на высшей передаче до 18 км/ч. Привод на активные навесные инструменты, а также на вал отбора мощности осуществляется со шкива при помощи ременной передачи.
Мотоблок стандартно комплектуется активной фрезой диаметром 30 см, позволяющей обрабатывать почву до глубины 20 см на ширину до 0,8 м, и отвальным плугом до 40 см шириной с возможностью вспашки на глубину до 30 см. Глубина обработки, как фрезы, так и плуга может регулироваться задним опорным колесом. Универсальная сцепка, к которой крепиться плуг позволяет регулировать его также по углу атаки и по наклону.
Над колесом может быть закреплено сидение водителя, однако опыт эксплуатации CR-M12E показал, что использовать его целесообразно только при обработке очень лёгких почв, при работе с роторной косилкой, с граблями или при буксировании прицепа. В случае обработки тяжёлых грунтов или пахоты заднее колесо под весом оператора просто зарывается в грунт, и мотоблок останавливается, посему штатным сидением никто не пользуется. При транспортировке грузов используется сиденье самого прицепного адаптера. Такие прицепы производят весьма большое количество сторонних компаний.
Кроме прицепа с мотоблоком CR-M12E могут быть агрегатировано большое количество навесных орудий. Наиболее востребованные из них – это окучник, клубнекопатель, картофелесажалка, роторная косилка, борона, сеялка и многие други. Некоторые орудия стыкуются непосредственно, некоторые требуют специальных адаптеров, но в любом случае всё это всегда можно приобрести на российском рынке. Для некоторых навесных орудий могут понадобиться колёсные утяжелители, либо замена колёс специальными грунтозацепами. Эти дополнительные элементы также предлагаются отдельно.
Потребление топлива для такой мощности заводом анонсируется как 279 г на киловатт. Однако, как отмечают пользователи, топливного бака объёмом 6 л при работе едва хватает на 2 часа. В целом же нареканий особых нет. Несмотря на то, что работать с этим культиватором очень легко, следует иметь в виду, что эта машина достаточно тяжёлая, и работать с ней должен физически не слабый человек.