Недалеко от Венеции (в Венецианской лагуне) расположен крошечный остров Мурано, всемирно известный своим стекольным производством и мастерами-стеклодувами, которые продолжают приёмы мастерства своих предков воплощать в жизнь и поныне. История стеклоделия восходит к девятому веку. Благодаря своему географическому положению и торговому обмену с Ближним Востоком, Венеция имела возможность освоения восточной культуры и передовых изысканных технологий (шелкоткачества, производства драгоценных металлов, стекла и украшений из него, посуды). В 13 веке производство стекла властями Венеции было вынесено на остров Мурано, чтобы избежать пожаров в городе, а также сохранить секреты мастерства стеклодувов. У мастеров было много привилегий, но им возбранялось покидать остров.
Муранское стекло на протяжении веков испытало моменты славы и упадка, но всегда характеризовалось изяществом и высоким качеством, что являлось поводом для подражания у конкурентов. Изделия из муранского стекла известны во всем мире за их совершенство и уникальность. В процессе работы мастера материал из простого песка превращается в одну из самых высоких форм художественного самовыражения. Художники и поклонники искусства со всего мира приезжают на Мурано, чтобы узнать о сложных процессах древнейшего ремесла стеклодува. Сегодня остров Мурано почти не тронут временем. На нем нет транспортных средств, а посетители сюда приплывают на лодках.
Специфической особенностью муранского стекла является способ, при котором оно затвердевает. Стекло состоит на 70% из песка (кремнезема), который переходит в жидкое состояние при температуре 1700° С. Переход из жидкого состояния в твердое путем увеличения вязкости происходит при температуре около 500° С. В этот промежуток времени стеклодув придает форму изделию и в готовом виде она приобретает твердость при сохранении прозрачности. Чтобы расплавить кремнезем при более низкой температуре добавляется сода (агент плавления), которая удлиняет время затвердевания и создает оптимальные условия, при которых стеклодув может работать со стеклом (чем выше процент соды, тем медленнее затвердевает жидкое стекло). Избыток соды выходит на поверхность и изделие становится непрозрачным (стекло «выплевывает» соду). Для ограничения этого процесса используется известняк или карбонат кальция (стабилизирующий агент). Могут добавляться нитраты и мышьяк, которые облегчают выведение пузырьков воздуха.
Все зеркала, посуда, женские аксессуары из муранского стекла делаются вручную старыми традиционными способами, все ювелирные изделия уникальны. Они имеют яркие цветовые решения, которые зависят от применяемых оксидов металлов. Цветное сверкающее стекло, разноцветные большие и малые шарики используются для создания различных видов ожерелья, серег, колец, браслетов, булавок.
Есть три основных метода производства ювелирных изделий.
Первый и наиболее трудоемкий – муррина (мurrina) техника. Стеклодувы вытягивают стекло в длинные тонкие стержни определенного диаметра, используя только глаза и опыт. Стержни разрезают на крошечный бисер (MILLEFIORI - тысяча цветов), из которого делают мозаику. Состав различных форм и цветов осуществляется мастерами исключительно вручную с большим терпением и фантазией.
Второй метод – стеклянная вить (филигрань), когда в прозрачное стекло вплавляются цветные нити стекла. При выдувании создаются новые формы и цветовые комбинации. Этот метод наиболее сложный, требует много терпения, воображения, точности и передаётся от отца к сыну на протяжении сотен лет.
Самый современный метод Vietro Piastra, когда слой стекла посыпается золотой и серебряной фольгой, небольшими кусочками цветного стекла, сверху помещают стекло другого цвета и выдерживают ночь в печи. Из готового стекла вырезаются ювелирные украшения.